Deep Deep Web

Надя Скьяннини

Сольный проект римского художника Джорджо Ди Ното The Iceberg, открытый с 23 февраля до 12 апреля 2020 года в Plenum – Fotografia Contemporanea в Катании, связан с темой так называемого «нетсталкинга» — движения мультимедийных художников, занятых поиском скрытых и неизвестных изображений в сети Интернет.


Кураторами выставки стали Кьяра Каподичи (экспозиция) и Паола Палеари (текст), исследующие историю фотоискусства и трансверсальные подходы в современной визуальной культуре. Ди Ното, чья работа сосредоточена на изучении материалов и языков фотографии, а также взаимосвязи между техническими процессами и визуальными смыслами, представил мир интернета в виде айсберга. Вершина айсберга — это цифровая территория, с которой работают через поисковые системы, социальные сети, блоги и новостные сайты. Погруженная же часть представляет собой пространство, известное как DarkNet. Мало кто знает, что поверхностная паутина составляет лишь небольшой процент от того, что доступно в Интернете. Под поверхностью Интернета растет и развивается ускользающая от поисковых систем зашифрованная сеть, где действует полная анонимность. Из трёх известных уровней Интернета, DarkNet располагается на самом нижнем, после видимой SurfaceWeb и глубокой DeepWeb сетей. Хотя DarkNet и расположен на самом нижнем уровне, его также можно считать частью или «дном» глубокой сети. Это нелегитимное пространство, доступное только через специальное программное обеспечение, где все потенциально разрешено и ничего нельзя отследить.

Среди разного рода подпольных структур и организаций, которые может породить это «не-место», возникает и продолжает расти сложный онлайн-бизнес нелегальных веществ. Если используемые системы и продаваемые товары являются необычными, то бизнес-правила, напротив, вполне традиционны. Обратная связь, предложения и скидки способствуют повышению лояльности продавцов и клиентов. Стоковые изображения или оригинальные фотографии иллюстрируют тысячи рекламных объявлений, привлекая более или менее пристальное внимание потенциальных покупателей и делая узнаваемым имидж самих торговцев.

Эти изображения загружаются анонимно и, возможно, самоуничтожаются по истечении определенного срока. Они не видны во всемирной паутине и живут только в этом темном, секретном пространстве «глубокой сети». Фотографии, вероятно, сделанные с помощью дешевых камер или смартфонов, часто выглядят сюрреалистически и абстрактно, с одной стороны, из-за таинственной природы запечатленных предметов, а с другой — из-за низкого качества снимков или небрежности самих «фотографов», а иногда, напротив, их излишней креативности.


«Проект характерен своей концентрической структурой, сложность которой, — поясняет Паола Палеари, — отражает экономические, социальные, технологические и лингвистические аспекты, связанные с исходным фотоматериалом. Первым смысловым уровнем проекта является сам контекст, в котором Ди Ното решил поработать, — „темная“ часть сети, где требуется специальное программное обеспечение для навигации. Второй уровень касается изображений, на которых Ди Ното сосредоточил свое внимание, а именно фотографий, используемых диллерами для рекламы своей нелегальной продукции. Они обладают парадоксальным очарованием, почти экзотической эстетикой…».


The Iceberg демонстрирует более 70 изображений, многие из которых даны как невидимые объекты, что придает выставке интерактивный характер. Фотографии напечатаны специальными чернилами, появляющимися на поверхности только в ультрафиолетовом свете, который играет здесь фундаментальную роль, поскольку его отсутствие или присутствие меняет восприятие экспозиции. Стоит заметить, что тот же вид люминесценции используется для поиска запрещенных веществ или их следов во время обысков.

<

Случайные web фотографии интересуют Ди Ното из-за их крайне неоднозначного и противоречивого характера. Скрытый конфликт заключен в дистанции между художественным образом, и тем, чем он является на самом деле. Конечно, подобная характеристика присуща фотографии в целом, однако, снимки из глубин DarkNet выявляют проблему более четко. «Все проекты, над которыми я работаю в течение последних нескольких лет, имеют своей отправной точкой проблему восприятия: как мы видим и интерпретируем изображения, из чего они состоят, как они на самом деле сделаны, и как мы к ним относимся», — рассказывает художник.


Так, одной из ключевых идей The Iceberg становится коллективный опыт отношений, которые люди устанавливают с изображениями, определяя видимы они или скрыты.