Heidi Bucher. Metamorphoses
С 17 сентября 2021 года по 13 февраля 2022 года Haus der Kunst в Мюнхене представляет важного и до некоторой степени забытого швейцарского мастера международного неоавангарда Хайди Бюхер, чьи латексные объекты исследуют процессы ограничения и освобождения материально-духовных форм человеческого существования. Построенный в 1937 году по проекту Пауля Людвига Трооста при личном участии Адольфа Гитлера Haus der Kunst на сегодняшний день является общественным музеем, а также одним из ключевых международных центров современного искусства. Ретроспективная выставка Metamorphosen впервые демонстрирует публике все основные группы работ Бюхер, характеризующихся поэтическим и преобразующим подходом к представлению о личных пространствах, имуществе, архитектурных фрагментах, феминизме, частном опыте и коллективной памяти. Эстетически свидетельствуя о перманентной потребности общества освобождаться от устаревших и заскорузлых мировоззренческих норм, художественное наследие Хайди Бюхер выглядит сегодня во многом провидческим. Очевидно, что залы Haus der Kunst являются максимально резонансной площадкой для данной выставки. В экспозиции представлено более 150 работ, а также ранее неизвестные архивные фото- и кинокадры, которые демонстрируют мощное перформативное начало, присутствующее в творчестве художницы. Куратором выставки выступила Яна Бауманн при содействии Луизы Зейп. Каталог Metamorphosen, изданный к открытию одноименной выставки, содержит обширную визуальную документацию, а также эссе искусствоведов Чус Мартинес и Карины Букутс.
В начале творческой карьеры Бюхер, увлеченная взаимодействием искусства и моды, создавала полые объёмные тела-ракушки из пенопласта. Эти объекты отражали её концепцию скульптуры, которая балансирует между перформансом и объектом, объединяя архитектуру, дизайн и танец. Стоит отметить, что Бюхер изучала текстильный дизайн в Школе прикладных искусств в Цюрихе под руководством Йоханнеса Иттена. Очевидно, что знакомство с идеями Баухауса
сформировало её дальнейшую художественную практику. Так, при создании пенопластовых объектов Бюхер явно вдохновлялась «Триадическим балетом» (1922) Оскара Шлеммера.
В середине 1970-х годов Хайди Бюхер начинает эксперименты по фиксации форм и объёмов некогда жилых пространств,
пропитывая полотна из марлевой ткани латексной резиной, смешанной с перламутровыми пигментами. Бюхер не была первой художницей, использовавшей латекс. Ева Гессе сделала свои первые скульптуры из этого материала в 1967 году. Однако формальный подход Бюхер в большей степени относился к архитектуре, тогда как Гессе изначально интересовали только пластические и материальные качества латекса. На Бюхер, в свою очередь, во многом повлиял теоретический труд Готфрида Земпера Der Stil in den technischen und tektonischen Künsten oder Praktische Ästhetik (1860–1863) и его так называемый «принцип одежды» (bekleidungsprinzip). Немецкий архитектор связывал развитие зодчества с развитием текстиля и отводил декору, отражающему, по его мнению, культурный и социальный контекст здания, особую, возвышенную роль.
Латекс — неоднозначный консервант, со временем разлагающийся и обесцвечивающийся до никотинового коричневого цвета и пористой, проницаемой структуры — выглядит гротескно. Латексные структуры, колеблющиеся между внутренним и внешним пространством, с дряблыми застывшими поверхностями и восковыми морщинами напоминают не кожу, а, скорее,
струпья, которые отпадают, когда рана под ними заживает. Однако Бюхер интересовала именно трансформация, нежели просто фиксирующая способность латекса. «Снятие кожи — это отречение от прошлого. Медленно мы ослабляем слои резины, и перетаскиваем вчерашний день в день сегодняшний», — как-то заметила художница.
Творчество Хайди Бюхер свидетельствует об открытии и освобождении чувственного тела в ХХ веке: она во многом подготовила почву для современных небинарных утопий, решительно выступив против любого насилия и дискриминации. Что касается её размышлений о взаимодействии с индивидуальной и коллективной памятью как о форме исцеления, то данная тема по-прежнему остаётся одной из важнейших в пространстве современного искусства.
Ed. Jana Baumann
text(s) by Chus Martínez, Carina Bukuts
graphic design by Harald Pridgar, Jana Baumann, Jenni Sorkin
German / English
2021. 299 pp., 170 ills.
softcover
24 x 30 cm
ISBN 978-3-7757-4792-9
Преобразование пространства становится лейтмотивом творчества Бюхер. Стоит отметить, что изготовление латексных «шкур» — скиннингов (häutungen), требовало огромных физических усилий, что, по мнению Бюхер, транслировало материалу некие психические процессы.
☚
Бюхер начала с того, что содрала в 1976 году предварительно наклеенную на стены «шкуру» в собственной художественной студии, расположенной в холодильной камере бывшей мясной лавки в Цюрихе. Затем, в 1978 году в доме своих родителей в Винтертуре Бюхер сдирает жидкую резину с так называемого «кабинета для джентльменов», который раньше принадлежал мужчинам их семьи, символически заменив патриархальную структуру рода — скиннингом.
Обстановка, которую выбирала Хайди Бюхер, часто имела одновременно личное и общественное значение. Например, психиатрическая клиника Sanatorium Bellevue в Кройцлингене. Там, в 1988 году Бюхер, среди прочего, сняла скиннинг с кабинета доктора Людвига Бинсвангера, где тот лечил гипнозом предположительно страдавшую истерическим расстройством
активистку, будущую основательницу Иудейского союза женщин (Jüdischer Frauenbund, JFB) Берту Паппенгейм. Узнав об этом случае, Зигмунд Фрейд проявил интерес к особенностям лечения истерии, что послужило отправной точкой для его исследовательской и терапевтической деятельности, приведшей к возникновению собственной психологической теории. Также в этой клинике в начале 1920-х годов, страдая биполярным расстройством, провёл несколько лет Аби Варбург. Могут ли комнаты хранить следы травмы? Здесь скиннинги стали для Бюхер двойным изгнанием «нечистой силы» — призраков истории искусства и психоанализа.
Снимая скиннинг с входного портала заброшенного гранд-отеля Brissago на берегу озера Лаго-Маджоре, Бюхер столкнулась с амбивалентным пространством, заполненным коллективным чувством вины и стыда. Швейцарский отель изначально был курортом для интеллектуалов, но в годы нацистского режима стал государственным приютом для интернированных еврейских детей и женщин. Бюхер рассматривала скининнги как хранилище сенсорной памяти, независимо от того, было это связано с удовольствием или болью, благополучием или дискомфортом. Она стремилась показать, как память действует в обратной последовательности через материальность художественных произведений.
Николай Лобазников