Facing India

Каталог выставки с одноименным названием, проходившей с 29 апреля по 7 ноября 2018 года, заслуживает самого пристального внимания. Впервые в Германии Kunstmuseum Вольфсбурга представил мультимедийные работы семи индийских художниц: Вибхи Галхотра, Шилпы Гупта, Бхарти Хер, Праджакты Потнис, Рины Саини Каллат, Митхи Сен и Теджал Шах, сосредоточенных на границах индийского общества, связанных с гендером, территорией, экологией или религией. Каталог, под редакцией экс-директора, члена исполнительного совета Kunstmuseum Ральфа Бейла и куратора Уты Рухкамп (они же авторы предисловия и введения), вышел в двух версиях: на немецком и английском языках. Также в издании можно найти любопытные эссе Урваши Буталиа, главы первого в Индии феминистского издательства Zubaan, и Рубины Кароде, директора и главного куратора Музея искусств Kiran Nadar (KNMA) в Нью-Дели и Ноиде, а также подробные интервью со всеми шестью художницами.


Несмотря на то, что сегодня мужчины и женщины имеют в Индии равный правовой статус, индийское общество глубоко патриархально. Индия находится в состоянии фундаментальных социальных перемен, однако она по-прежнему разрывается между полюсами традиции и прогресса — и в этой области максимального напряжения положение женщин по-прежнему крайне неблагоприятно. Стремительное развитие городов противоречит условиям жизни в сельской местности. Бесчисленные этнические группы, касты, языки, культуры, религии и философии образуют якобы плюралистическое сообщество, в котором идентичность определяется номинальным отличием от других. Кажется, что социальная структура Индии отражает структуру мирового сообщества в целом, которое в основном борется с теми же проблемами. «Лицом к Индии» исследует вопрос о том, как собственная национальная история, настоящее и будущее могут быть выявлены и показаны с женской точки зрения.

В своих мультимедийных работах Вибха Галхотра, Бхарти Хер, Праджакта Потнис, Рина Сайни Каллат, Митху Сен и Теджал Шах переключают внимание с исторических конфликтов на современные и обратно. Поэтичные, метафорические и тихие или, напротив, радикальные, прямые и громкие визуальные высказывания ставят под сомнение границы всех видов, будь то политические, территориальные, экологические, религиозные, социальные, личные или гендерные. История этих границ, их видимость и невидимость, их легитимность и, нередко, их исчезновение — вот темы работ, представленных в каталоге. Как и выставка, каталог фокусируется на шести проектах, чтобы представить их более полно. Будучи социализированными и образованными во всё более глобализирующемся мире художницы больше не ограничивают свой «пограничный контроль» исключительно Индией и стремятся охватить другие страны и континенты. Государство, общество и личность, а также вопросы, касающиеся идентичности и окружающей среды, рассматриваются ими критически. Тем не менее, какими бы широкими ни были эти темы, явные и неявные ссылки на присутствие женщины и женского бытия, а также солидарность и сочувствие являются повторяющимися мотивами.


Для оформления издания был выбран проект самой молодой участницы выставки Праджакты Потнис. Праджакта косвенно и метафорически выражает свои наблюдения за обществом. Она трактует материальные и физические границы, такие как различные виды стен и кожных покровов, как проницаемые мембраны. Какие следы они несут? Что проникает через них, а что оказывает влияние на нашу психику? Праджакта Потнис делает видимым то, что незаметно растет в нашем обществе, как вирус, заражающий повседневную жизнь. В качестве отправной точки для своего исследования она выбирает место с самыми сильными феминными коннотациями (и не только в Индии), а именно: дом и, в особенности, кухню, которая привлекает ее как зона конфликта между традицией и прогрессом. Сушилка, блендер, холодильник и морозилка становятся площадками для переговоров по политическим и экологическим проблемам, по вопросам устаревшей идеологии, социальной критики, идентичности. Личное внезапно становится политическим, когда атомно-грибовидная цветная капуста намекает на генетические манипуляции, а клапаны скороварок, как маленькие гранаты, напоминают об ощущении постоянной угрозы терроризма или о состоянии тотального наблюдения. Миниатюрные эскалаторы в холодильнике, непосредственно запечатленные на обложке каталога, напоминают о глобальном небытии взаимозаменяемых торговых центров и аэропортов, которые сводят на нет любое чувство местной идентичности.


Каталог «Лицом к Индии» был разработан на основе продолжающегося диалога с художницами и отражает своеобразный коллективный призыв к общению, а также идею единства в разнообразии, выходящую за рамки сегрегации и кастового мышления. Как отметил Ральф Бейл: «Сегодня Индия является одной из лабораторий для успеха или провала нашего глобального будущего».


Ed. Ralf Beil, Uta Ruhkamp,

text(s) by Ralf Beil, Urvashi Butalia, Roobina Karode, Uta Ruhkamp,

graphic design by Mario Lombardo

English / German

2018. 240 pp., 206 ills.

hardcover

24 x 31 cm

ISBN 978-3-7757-4401-0

Митху Сен. Невидимая граница. 2014

Праджакта Потнис. Капсула I. 2012