5 правил коллекционера

Специально для ComArts Ольга Калинина — юрист, управляющий директор VOC Arts, объясняет, что в первую очередь должен знать и проверять начинающий коллекционер.

Инвестиции в произведения искусства — это тоже своего рода «искусство». Преуспеть в том, чтобы стать правильным покупателем, приобрести в нужное время и по правильной цене — это, безусловно, вызов. В современном глобализированном мире искусства каждый может назвать себя коллекционером и покупать произведения в галереях или на художественных ярмарках. Однако мир искусства не так прост, как кажется на первый взгляд.


Инвесторы в коллекцию произведений искусства всегда должны помнить, что покупать искусство для инвестиций рискованно, поскольку рынок искусства, в отличие от финансового, не регулируется. В мире искусства есть много подводных камней и он не застрахован от краха, а значит возврат инвестиций никогда не может быть гарантирован.


В том, как такие активы находятся в пользовании, финансируются, наследуются или перепродаются, может быть много непредвиденных ловушек. Тем не менее, произведения музейного качества или отдельные работы «голубые фишки» арт-рынка доказано работают на рынке в долгосрочной перспективе.


В связи с этим, создание коллекции произведений искусства музейного качества требует должной осмотрительности: работа всегда должна быть просмотрена лично, такая информация как: даты, происхождение, отчеты о состоянии и, конечно же, ценность — тщательно проверена. При заключении договора с продавцом напрямую необходимо настаивать на включении наиболее выгодных для себя условий.


Ниже приведены 5 основных правил, которым должен следовать коллекционер при приобретении произведения искусства.

Проверить права продавца и установить факт подлинности произведения


Прежде чем вы решитесь приобрести произведение искусства, необходимо проверить наличие прав на произведение у продавца и провенанс (историю владения данным объектом). На данном этапе во многом от коллекционера зависит удастся ли его ввести в заблуждение, последствия могут быть хуже, если реализация произведения будет связана с легализацией доходов, полученных преступным путем. Так, в Европе согласно 5-ой Директиве (5AMLD 10.01.2020), при покупке произведений искусства, продавец обязуется раскрыть всю информацию покупателю об источниках перечисления денежных средств и фактах получения платежей по сделкам, связанным с перепродажей предметов искусства. В зону государственного контроля попадают все сделки, стоимость которых составляет

€10 000 или более независимо от формы оплаты. На продавца также возлагается обязанность по раскрытию своей личности (в случае, если продавцом является организация — раскрытии ее конечного бенефициара). В России, к сожалению, таких правил нет. Поэтому коллекционеру будет крайне сложно защитить свои права в суде, если изначально произведение искусства приобреталось по устной договоренности и без каких-либо юридических проверок (KYC и AML процедур). Альтернативой обращению к специалисту может послужить самостоятельные действия по наведению справок, к примеру, поиск личных данные о продавце в доступных источниках, а о предполагаемой покупке в базах похищенных предметов искусств. Одним из примеров является The Art Loss Register (крупнейшая база данных по украденным произведениям искусства и антиквариата). Дополнительно на рынке появляются новые сервисы, такие как мобильное приложение ID-ART, где в реальном времени возможно подгрузить фотографии покупки и идентифицировать контрабандные произведения. В том случае, если произведение представляет собой большую ценность, необходимо назначить проведение экспертизы с целью установления его подлинности. В договоре необходимо будет указать порядок оплаты, очертить круг экспертов, а также указать последствия отрицательного результата экспертизы.



Правильно описать предмет договора

В договоре необходимо дать максимально детальное описание приобретаемого объекта, указать полное имя автора, название произведения, добавить описание, дату создания, по возможности фотографию, а также указание на его подлинность. В судебной практике достаточно случаев, когда продавец, обвиняемый в продаже подделки, ссылаясь на неполное описание объекта, требовал установить, что по факту коллекционером приобреталась реплика. К примеру, в одном из судебных дел, по мнению продавца знак пробела после имени художника и перед наименованием картины означал, что стороны понимали, что подлинность картины не зафиксирована, экспертиза отсутствует и передается не оригинал.

Включить заверения об обстоятельствах


Если на экспертизу и проверку подлинности объекта нет времени, то в договор рекомендуется включить такой механизм юридической защиты как заверения об обстоятельствах. Заверения могут быть сделаны на широкий спектр по усмотрению сторон, продавец может гарантировать наличие прав на картину, гарантировать ее подлинность, а также отсутствие обременений, к примеру, залога либо ареста. Если указанные заверения впоследствии окажутся недостоверными, то коллекционер в судебном порядке сможет гарантировано требовать возмещения ему убытков.


Предусмотреть переход исключительных прав


При покупке оригинала произведения у автора исключительное право на произведение сохраняется за ним, если договором не предусмотрено иное. На практике это означает, что покупатель вправе демонстрировать произведение, но не может осуществлять его коммерческое использование. В том случае, если коллекционер приобретает оригинал произведения у галереи, то исключительное право переходит к коллекционеру, если договором не предусмотрено иное. Художникам необходимо быть аккуратнее и проверять договор на предмет указанных условий, в случае если в договор будет включено положение о передаче исключительных прав, то он как автор лишит себя любой возможности на коммерческую реализацию своего произведения (оттиск, репринт, любая иная форма копии работы).


Налоговая оптимизация


Лучшим решением по структурированию предметов искусства, находящихся в коллекции, для целей их дальнейшей передачи по наследству и/или экономии на налогах, будет создание фонда или компании со специальным налоговым режимом в Лихтенштейне или Люксембурге. Однако в том случае, если интерес к созданию структур отсутствует, альтернативным решением будет являться использование свободных портов (freeports) в Люксембурге. Льготный налоговый режим в свободном порту заключается в отсрочке уплаты НДС и таможенных пошлин, пока предмет искусства находится во freeport. Также во freeports созданы все специальные условия для хранения ценных предметов. Интересно наблюдать как в эпоху искусственного интеллекта стремительно упрощаются бизнес-процессы, а система ценообразования арт-рынка становится все более прозрачной. Многие западные участники рынка уже успешно внедрили технологии блокчейн для создания провенанса своих произведений, а также используют смарт-контракты для целей экономии времени и минимизации рисков. Очень радует интерес российского арт-сообщества к данным тенденциям, а также наличие уже реализованных проектов в этом направлении, что в целом говорит об однозначных переменах в ближайшем будущем.