Contemporary asian art

Сегодня художники из стран Азии расширяют свое международное присутствие и пользуются большим вниманием со стороны коллекционеров по всему миру. В это же самое время, несмотря на то, что тотальная экспансия биеннале, ярмарок и выставок современного искусства сделала границы между регионами и этносами более проницаемыми, Азия продолжает поддерживать чрезвычайно широкий спектр традиционных практик. Более того, многие авторы создают концептуальные произведения, которые стирают грани между арт-объектом и декоративным искусством. Сегодня современные азиатские художники борются за сохранение баланса между выражением специфики своих культур, с одной стороны, и присутствием на международном арт-рынке, с другой.

Ли Шан. Молодой Мао. Красная серия. 1994

Глобальный спрос на contemporary asian art от США до Европы и, конечно же, внутри самой Азии, очевиден. Однако как дифференцировать современное азиатское искусство? Как отличить его от современного искусства вообще?

И что делает его азиатским, а что — современным?

Но сперва совсем немного истории. Общая дефиниция для современного азиатского искусства сформировалась примерно в 1980-е годы в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Быстрые экономические преобразования оказали значительное влияние на творчество художников. Последнее проявилось во множестве стилевых новообразований, включая political pop 1990-х годов в Китае, высоко коммерциализированные практики японца Такаси Мураками или монументальные инсталляции индийского художника Субодха Гупты, сделанные из объектов повседневной жизни.

Ли Сян. За Южно-китайское море! 2010-е


Отечественному зрителю, пожалуй, всё же наиболее известен именно political pop, соединивший поп-арт США с социалистическим реализмом Китая. Явление максимально близкое к русскому соцарту. В Китае на тот момент происходили быстрые социальные и политические изменения, и художники стремились создать искусство, ставящее под сомнение культурную догму. Эпатируя, они освобождали сознание зрителей от идеологических стереотипов, раскрывали истинный смысл знаковых клише, символов и образов социалистического искусства. Более прямые политические практики и перформансы также были доминирующими тенденциями последних двадцати лет, самый известный пример — китайский художник Ай Вэйвэй, получивший международное признание за свою активную критику государственной политики.

Разумеется, дать исчерпывающий обзор современного искусства Азии невозможно, да и не нужно. С другой стороны, недостаточно просто находить и распространять новую информацию об искусстве. Конечно, расширение базы знаний имеет решающее значение в любой дисциплине. Однако проблема, с которой сталкивается исследователь во всё более глобализирующемся мире, заключается в том, как глобализировать саму историю искусств. Острота проблемы ощущается не только среди тех, кто работает в области актуальных процессов, но и в искусствознании в целом. Каждый период имеет свою проблематику. Сегодня, основная задача состоит в том, чтобы найти пути построения многогранных сравнительных перспектив, которые отражали бы разнообразие современных художественных практик на излете второй декады XXI века. Таким образом, необходимо пытаться исследовать не только новые глобальные, но и региональные связи, а также новые способы понимания современного азиатского искусства, используя разнообразные подходы, которые охватывают теорию и историю искусства, визуальную культуру и исследования в музее, кураторскую и художественную практики.

Можно выделить три основных критерия в понимании того, что является неотъемлемой частью современного азиатского искусства и что его определяет. Во-первых, произведение должно

каким-либо образом отображать свой контекст, то есть говорить о месте, людях или культуре в целом. Во-вторых, оно должно быть релевантно международной аудитории и говорить на понятном ей языке. И, наконец, произведение должно иметь достаточно местного «диалекта», чтобы сохранить свою узнаваемую уникальность.

В конечном счете, когда мы обсуждаем значение современного азиатского искусства, мы сталкиваемся с вопросом: зачем вообще нужна эта объединяющая категория для Азии? С геокультурной точки зрения сама идея «Азии» проблематична, так как Азия не есть некое монолитное образование. Возможно, идея «Азии» является до некоторой степени искусственно сконструированной в противоположность идее «Запада».

Чжан Сяоган. Бизнесмен, студент, солдат, фермер, рабочий. 2008

Однако перед лицом передового интеллектуального конгломерата, состоящего в основном из западноевропейских и североамериканских музеев, университетов и других культурных институций, единое азиатское художественное движение способно пересмотреть и переопределить доминанту современности. В этом смысле ощущается большая необходимость в существовании такого движения. Благодаря ему азиатские нации смогут также лучше понять и принять культуры друг друга не через посредничество Запада, а в прямом диалоге. Сегодня у нас есть реальная возможность пересмотреть давние западно-ориентированные теории относительно происхождения и развития различных стилей, дискурсов, инноваций и экспериментов, оценить «инаковость», индивидуализм и субъективную автономию художников и переосмыслить ряд альтернативных, а иногда и конкурирующих концептов транснационального азиатского искусства.

Масами Тераока. Тоска самурая. Серия «Гавайские шноркели». 1993

Андрей Епишин

Check out my books